Высшее образование – специальность «юриспруденция». Диплом с отличием Юридического факультета им. М.М. Сперанского РАНХиГС при Президенте РФ.
Кандидат юридических наук.
Руководитель Департамента нормативно-правового регулирования АО «Центр развития экономики» (B2B-Center).
Член экспертного совета Комитета по развитию закупок Торгово-Промышленной Палаты России.
Преподавательская деятельность – лекции в ВШЭ и авторский курс в Финансовом университете при Правительстве РФ. Монография «Закупочная деятельность в России: методология и нормативное регулирование», Москва, 3 издания в 2015, 2016 и 2017 годах.
Работа в сфере разработки и экспертизы законодательства о закупках:
- участие в подготовке поправок в Закон № 94-ФЗ «О размещении заказов» по заказу Министерства экономического развития и торговли России (2006 – 2010 годы);
- участие в рабочей группе Министерства экономического развития России по разработке Соглашения о государственных закупках в рамках формирования Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (2010 год);
- разработка проекта закона «Об электронных государственных закупках» по заказу правительства Республики Кыргызстан (2011 год);
- разработка концепции законодательства об электронных государственных закупках по заказу Торгово-промышленной палаты Украины (2013 год);
- участие в «нулевом чтении» законопроекта № 821534-6 «О внесении изменений в Закон № 223-ФЗ в части совершенствования закупок» в Общественной палате России (2016 год);
- участие в рабочей группе Госдумы России по подготовке законопроекта, регулирующего электронные торги по продаже арестованного имущества (2016 год);
эксперт Экспертного совета Комиссии Торгово-Промышленной Палаты РФ по развитию системы (с 2017 года).
Опыт экспертизы проектов Положений о закупках на предмет соответствия действующей редакции Закона № 223-ФЗ и/или точности используемых терминов и/или общим гражданско-правовым и антимонопольным требованиям, в таких компаниях, как:
ОАО «Аэропорт Внуково», АО «Фундаментпроект», ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», ОАО «Туапсинский морской торговый порт», ОАО «Калининградский морской торговый порт», ОАО «ММЗ «Вперед», ОАО «Мурманская горэлектросеть», ГУП «Московский метрополитен»
Опыт разработки Положений о закупках:
- разработка Регламента работы электронной торговой площадки B2B-Center при проведении закупок по правилам Закона № 223-ФЗ;
- разработка типового Положения о закупках, соответствующего требованиям Закона № 223-ФЗ;
- разработка Положения о закупках АО «Росгеология»;
- разработка проекта Стандарта закупочной деятельности Объединения вагоностроителей;
- разработка Положения о закупочной деятельности Объединенного института ядерных исследований.
Опыт разработки или экспертизы иных локальных нормативных документов, принимаемых в развитие Положения о закупках:
разработка Регламента работы закупочных комиссий Объединенного института ядерных исследований и др.
Успешная защита интересов клиентов, в т.ч. в следующих делах:
- Дело о праве оператора электронной площадки устанавливать плату за участие в закупке (Решение ФАС России от 28.07.2015 №223ФЗ-181/15);
- Дело о легальных критериях сопоставления конкурсных заявок (Решение ФАС России от 19.10.2015 № 223ФЗ-299/15);
- Дело о мнимом техническом сбое и обоснованном отклонении заявки (Решение ФАС России от 13.01.2016 № 223ФЗ-3/16);
- Дело об online-переторжке (Решение ФАС России от 20.07.2016 № 223ФЗ-361/16);
- Дело о взимании платы за услуги электронной площадки (Решение УФАС по г. Москве от 3.02.2016 № 1-00-185/77-16);
- Дело о распределении ответственности за бесперебойный доступ к электронной площадке (Решение ФАС России о 9.06.2017 № 223ФЗ-536/17);
- Дело о надёжности электронной площадки (Решение ФАС России от 29.06.2017 № 223ФЗ-610/17);
- Дело об удостоверении электронной подписи (Решение ЦАК ГК “Росатом” по жалобе № 171204/0513/043, Решение ФАС России № 223ФЗ-1074/17);
- Дело о надлежащем уведомлении (Решение ФАС России от 10.05.2017 № 223ФЗ-385/17);
- Дело об участии в конкурсе (Решение ФАС России от 29.06.2017 № 223ФЗ-610/17);
- Дело о соревновании в режиме online (Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга от 23.07.2018 по делу № А56-47187/2018 МРСК Северо-Запад против УФАС Санкт-Петербурга).
Наличие более 100 публикаций в профессиональной периодике по вопросам регулирования закупок отдельных видов юридических лиц, в том числе:
- Электронные закупки госкомпаний по новым правилам // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. № 51, 2018. С. 6 – 11.
- Роботы в помощь заказчику. От автоматизации определения победителя к автоматизации всей закупочной деятельности // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. № 52, 2018. С. 88 – 91.
- Неторговые закупки: ограничение конкуренции или путь к эффективности? // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. № 48, 2017. С. 76–83.
- Как сравнивать цены заявок с НДС и без НДС: варианты решений // Госзакупки. ру, № 3, 2017. С. 56-59 (соавт. М.Н. Мдинарадзе).
- Содержание определяет форму. Рекомендации по оформлению «нерегламентированных» документов // Госзакупки.ру, № 12, 2015. С. 22–26.
- Верховный суд о проведении закупок // Бюджетный учёт, № 9, 2017.
- Получили штраф – оспорьте решение ФАС. Три тактики самозащиты заказчика в суде // Госзакупки.ру, № 6, 2017. С. 54-59.
- Требования к квалификации сотрудников, вовлечённых в закупочную работу // Госзаказ в вопросах и ответах, № 4, 2017. С. 63-68.
- Для чего нужно анализировать закупочную документацию // Госзаказ в вопросах и ответах, № 5, 2017. С. 67-71.
- Аналитическая работа при составлении закупочной документации // Госзаказ в вопросах и ответах, № 6, 2017. С. 64-69.
- Прочитать и просчитать: алгоритм работы с закупочной документацией // Аукционный вестник, № 325, 2017. С.1.
- Как отразить в документации прозрачное сопоставление заявок участников закупки // Аукционный вестник, № 335, 2017. С. 1-2.
- Техника и тактика переторжки // Аукционный вестник, № 339, 2017. С. 1.
- Как превратить закупочную деятельность из аврала в систему // Аукционный вестник, № 343, 2017. С. 1.
- Какая квалификация нужна для сотрудников отдела закупок // Аукционный вестник, № 351, 2017. С. 1-2.
- Как создать систему локальных актов, регулирующих закупочную деятельность // Аукционный вестник, № 357, 2017. С. 2.
- Эффективность закупки: к вопросу о методах оценки // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. № 49, 2017. С. 94-99.
- Как отклонить заявку мотивированно, чтобы участник не пошёл в ФАС // Госзакупки. ру, № 11, 2016. С. 44-47 (соавт. Н.А. Михалёва).
- Несколько победителей для одного лота // Госзакупки.ру, № 6, 2017.
- Конкуренция как основа эффективной закупки // Госзаказ в вопросах и ответах, № 9, 2016. С. 62–64.
- Конкуренция и пределы её ограничения // Госзаказ в вопросах и ответах, № 10, 2016. С. 64–69.
- Реестр недобросовестных поставщиков: коллизии включения // Бюджетный учёт, № 9, 2016 (соавт. Н.А. Михалёва). С. 54–57.
- Перспективы импортозамещения в закупках госкомпаний // Корпоративные закупки — 2016: практика применения Федерального Закона № 223-ФЗ. Сборник докладов. М., — 2016.
- Импортозамещение в регулируемых закупках: проблемы и возможности // Госзакупки.ру, № 5, 2015. С. 36–41.
- Переговоры в рамках закупочной процедуры: как согласовать условия поставки // Мастер переговоров, № 3, 2015. С. 15–17.
Опыт научно-преподавательской деятельности с изложением знаний о регулировании закупок отдельными видами юридических лиц, в том числе:
- участие в разработке и преподавании программы «Теория и практика закупочной деятельности» и лекции об основах регулирования закупок для слушателей MBA в МГУ им. М.В.Ломоносова (8 групп, более 110 ак. часов);
- разработка и преподавание авторской программы «Коммерческие закупки» в Финансовом университете при Правительстве РФ (4 группы, более 50 ак. часов);
- лекции о правоприменительной практике по закупкам отдельных видов юридических лиц в ВШЭ (5 групп, более 40 ак. часов);
- более 40 авторских однодневных и многодневных семинаров, в т.ч. для сотрудников АО «Газпромбанк», X5 Retail Group, Объединённого ядерного института, B2B-Center, ОАО «Мослифт», в Москве, Киеве, Минске, Берлине, Санкт-Петербурге, Самаре, Дубне, Казани, Нижнем Новгороде, Тюмени, Краснодаре, Новосибирске и в других городах (более 250 ак. часов).